ТЕЛЕФОН 077-7010356 Главный офис Центра Хабад Хайфа: ул. ГЕРЦЕЛЬ 56, Хайфа

Развивая гибкость ума

В Хабад-Любавическом Центре Хайфы вот уже на протяжении полугода действует шахматный кружок. Мы поговорили с организатором этого проекта – шахматным тренером Григорием Геллером.

— Григорий Владимирович, пожалуйста, расскажите немного о себе, о том, как вы стали заниматься шахматами?

— Я родился в селе Пеньково Винницкой области. Когда мне было десять лет, семья переехала в Херсон. Там я окончил школу, потом техникум, прошел службу в армии. Но здоровье у меня было довольно слабое, хотя это не мешало увлекаться спортом. Правда, отец оберегал меня и запрещал заниматься футболом или гимнастикой, к которым у меня была тяга. А шахматы он мне разрешил, и я начал посещать кружок во Дворце пионеров. Многие, с кем я там познакомился, сделали шахматы своей профессией.
После армии я заочно закончил физико-математический факультет педагогического института. Преподавал физику в старших классах, позднее я был методистом, а затем в течение восьми лет возглавлял Херсонскую городскую станцию юных техников. И эта станция являлась одной из лучших на Украине. Мои картингисты были чемпионами СССР.
Когда мне исполнилось шестьдесят лет, я начал ходить в еврейскую общину Херсона. И там были шахматы для взрослых. Я участвовал в этой группе. Проводились мероприятия по линии организации «Джойнт». И после одной из встреч в рамках программы «Связь поколений» я посоветовал устроителям более динамичные способы общения с еврейской молодежью. Среди прочего, предложил создать шахматный кружок для детей. Для проведения полноценных занятий сам изготовил демонстрационную магнитную шахматную доску и фигуры. Сейчас, в Израиле, я заново сделал две подобных доски.

— Как появилась идея создания детского шахматного кружка в Хайфе?

— После моего переезда в Израиль родственники, знающие, что на Украине я занимался шахматами, предложили мне поискать шахматный клуб. Мне не удалось найти. В то же время я стал посещать занятия по иудаизму в Хабад-Любавическом Центре Хайфы. Традициями еврейского народа я увлекся, еще проживая на Украине. Так совпало, что незадолго до моего отъезда, отмечали праздник Лаг ба-Омер. И там мне наложили тфилин, указав, что выполнение этой заповеди особенно важно перед началом пути. А в Израиле впервые надеть тфилин мне помог сотрудник Центра Игаль Дубинский. Мы с ним разговорились, и я узнал, что могу быть полезен именно в качестве преподавателя шахмат. Мы открыли набор детей, и благодаря главному раввину русскоязычных евреев Хайфы Шаулю Давиду Бурштейну вот уже на протяжении полугода два раза в неделю проходят занятия шахматного кружка. Еще мною проводятся занятия по шахматам для детей при мэрии Хайфы. Большую поддержку в этом вопросе оказала заместитель мэра Юлия Штрайм.

— Как проходят ваши занятия? Они чем-нибудь отличаются от тех, что были на Украине?

— Конечно, менталитет детей здесь и там довольно сильно разнится. Особенно это сказывается на дисциплине. Ребята в Израиле более раскованные, поэтому необходимо искать способы взаимопонимания, которые удобны для них. Мне очень пригодился опыт работы во внешкольном учреждении. Надо быть авторитетом для детей, а для этого нужно очень серьезно готовиться к каждому занятию. Сейчас у нас есть ядро из пяти мальчиков и четырех девочек, которые постоянно прибавляют. Я надеюсь, что в ближайшее время нами будет собрана команда для участия в товарищеских встречах. Необходимо проводить квалификационные соревнования. Я привожу детям такой пример: когда вы переходите улицу, что нужно непременно сделать? Убедиться в отсутствии опасности. Так же и в шахматах. Обязательно нужно посмотреть: то, что вы задумали после хода противника, осуществимо или нет? Угрожает что-либо вашим фигурам или нет? Нужно постоянно анализировать ситуацию, прежде чем начать действовать. Шахматы – лучший способ развития гибкости ума, комбинационной памяти и аналитического мышления. Опыт же внеклассной деятельности важен для таких занятий как кружковая работа. Это же необязательный предмет, как в школе. Здесь главное – суметь вызвать интерес к предмету у ребенка, потому что родители и учителя требуют выполнения заданий, а здесь не заставишь. Необходимо именно заинтересовать, а это гораздо сложнее.

— А шахматы как-то повлияли на вас?

— Нельзя сказать, что это дело всей моей жизни, но шахматы были всегда со мной. Постоянно был в курсе дел, знал чемпионов мира, следил за спорами Карпова и Каспарова, за политическими интригами, коих в шахматах немало… Я хорошо знаю математику, а это уже полдела. Везде, где мне приходилось работать, я защищал честь учреждения в шахматных соревнованиях. Пытался учить своих дочерей шахматам, но как-то не пошло (смеется), пробую внуков привлечь к шахматам. Очень большое значение для меня имеет опыт работы с детьми в Хеседе и еврейской школе города Херсона. Ничего этого не было, если бы не поддержка раввина Иосифа Вольфа и Александра Вайнера – директора Хеседа.

— Кто-то из известных шахматистов является для вас примером?

— Наверное, Эмануэль Ласкер. Он на протяжении 27 лет сохранял титул чемпиона мира и продолжал играть в шахматы до самой смерти. Еще Михаил Ботвинник, который пробовал работать с пятилетними детьми, но пришел к выводу, что это слишком рано. Дети в таком возрасте не все справляются со столь серьезными нагрузками. Я начал интересоваться методикой преподавания шахмат, но как оказалось, каждый тренер пользуется своими наработками. Так же существуют определенные рекомендации. Главное – необходимо суметь раскрыть все возможности ребенка и заинтересовать. Наши дети – самые умные!

— И в завершении нашей беседы традиционный вопрос: если ли у вас планы, связанные с шахматами?

— Моя мечта – создать в Хайфе настоящий шахматно-шашечный клуб. И чтобы в этом клубе занимались люди всех возрастов. В настоящее время в Израиле есть много сильных шахматистов, которые могут помочь поднять шахматный спорт на самый высокий уровень. Мы должны создать свою шахматную школу. Бразилия – футбол, Канада – хоккей, Израиль – шахматы.





Manta