История Лизы Гренадер, пережившей трагедию Холокоста 23/01/2019
История Лизы Гренадер, пережившей трагедию Холокоста, вновь и вновь заставляет понимать и осознавать весь ужас давно минувших лет. Именно они, эти «живые камни» воссоздают истинную, а не придуманную картину, «черной чумы». Чумы человеконенавистничества, расовой дискриминации, антисемитизма. Сегодня эти жизненные истории особенно важны для молодого поколения, живущих в очень неспокойном агрессивном мире. Текст: Анна Каплунская.
Когда я начала слушать рассказ этой немолодой женщины, он показался мне очень знакомым. Необычная фамилия, нечасто встречающееся отчество вдруг всплыли в моей памяти. Ведь это история Софьи Конюховой, в девичестве Гренадер, о которой я писала ранее. Только рассказ Софьи, на начало войны маленькой девочки, состоял из воспоминаний ее мамы. Лизочка же на начало войны была десятилетней девочкой и многие факты из жизни семьи знает сама, так как пережила их вместе со взрослыми. Важно одно – это звенья одной цепи, цепи истории нашего народа, пережившего страшную трагедию, но выстоявшего в ней…
Итак, история Лизы Алковны Гренадер 18.10.1931 года рождения. Десятилетней девочкой ей пришлось пережить все ужасы той страшной войны, унесшей 6 миллионов еврейских жизней. Родилась Лизочка в Белоруссии в старинном городе Туров Полесской области в прошлом, ныне Гомельской.
Отец Гренадер Алкон Израилевич из Турова был в то время контролером в электросети. Мама Фрейдл Носоновна, домохозяйка, из семьи, соблюдающей традиции, праздники. В доме соблюдали кое какие праздники, традиции. Но у Алкона была расхожая фраза «При советской власти живем, детей еврейством не заморачивай» . В дружной и достаточно обеспеченной семье было семеро детей -5 девочек . Самая старшая сестра Сурке (Шура ) (1924 г. рождения) , Гитл (Женя,1927 г.), Лиза (1931 ) ,Соня (1938) , Рая (1940). Сыновья Борис (1925 г.), и Исроэль (1936 г ). Все дети учились в Туровской школе наравне с детьми других национальностей. Проявления антисемитизма не ощущали. Учебные дни сменялись днями отдыха – прогулки, кино, гости. В общем, как у большинства семей в то довоенное время.
Так случилось 22 июня 1941 года. Накануне, договорившись с подружками, Лизочка в 12 часов дня ожидала их возле кинотеатра. Этот теплый летний июньский день не предвещал никакой опасности. И вдруг!!! Из громкоговорителей голос Левитана
«сообщение о начале войны». Ужас, страх и паника остались в памяти девочки навсегда. Но это было только начало всех лишений и страданий, которые пришлось пережить в дальнейшем..В этот же день во второй половине дня в город вошли фашисты. Среди жителей городка оказался предатель и, что особенно прискорбно, еврей по фамилии Кантер. Он выдал комсомольцев, активистов. Многие были расстреляны.. В дом к Гренадерам стал заходить немец. Он общался с Алканом на немецком языке и предупредил отца об уходе из Турова фашистов, но войдет карательный отряд, приплывший в город по реке Припять. В этот же день началась ужасная, т.н. карательная операция, которая унесла 14 жизней туровчан ., в т.ч. дедушку Лизы Ношке. И не только еврейских. После 5 дней ужаса, страха и смерти город затих. На шестой день городские власти предупредили жителей «Всем уходить! Войска в 10 км от города». С Израилем и Борисом отец ушел из города к своему брату на Кавказ. . Жену с младшими детьми и родителями оставил в Турове. Все были уверены, что фашисты женщин и детей не тронут. Никто не мог себе представить варварства фашистов, считая немецкую нацию культурной. И еще … Все то, что происходило в Европе с приходом Гитлера мало касалось советских людей. Это было так далеко и не с ними.
И все же женщины с детьми стали уходить из родных мест. Мама Лизы с остальными детьми, собрав наспех кое-какой скарб, должна была за городом встретиться со свекровью и членами семьи мужа. Но свекровь с семьей, не дождавшись (страх гнал людей) стали добираться самостоятельно. А у Лизиной мамы с детьми начался долгий и очень опасный путь под бомбежками пешком в сторону города Ельчицы к родному брату мамы. Наконец добрались до железнодорожной станции и на открытой платформе товарняка доехали до Чернигова. Когда начинались обстрелы, люди как горох, рассыпались в разные стороны и прятались под вагонами. Многим не суждено было выжить. Ехали без воды, еды, спасаясь объедками, которые попадались в пути. В конце июля начале августа очередная станция – Полтава. Мама бросилась в поисках воды, и в это время поезд отогнали на другой путь. С криками мама бегала по железнодорожным путях. Но Б-г сохранил детей. Конечным пунктом этой дороги смерти и жизни стал Тамбовский эвакопункт, откуда направили в деревню Уварово. Местные жители, впервые увидев евреев, кричали » Где у евреев рога ?» В это время Алкон с сыновьями добирался на Кавказ. Сыновей и там нашла война. Их отправили на фронт. Старшему Исроэлю оторвало ступни. После выздоровления не хотел возвращаться калекой в семью. А мама разыскала папу и он вернулся к семье в Уварово ,тяжело работал в колхозе.
В сентябре 1944 года после освобождения Белоруссии вернулись домой. Но родной город Туров был фашистами сожжен, семья переехала в Жидковичи. Отец был хорошим портным и небольшие заработки помогали семье выживать…Но вскорости папа умер и жить стало очень трудно. Мама, чтобы как-то прокормить семью, пекла лепешки и продавала их на базаре. Однажды на базаре цыганка сказала маме «Жди гостя». Ее пророчество сбылось. Вскоре домой вернулись братья. После войны Изя учился в Минске на врача, работал и помогал семье. И жить стало легче. Общими усилиями даже смогли купить половину маленького домишки.
Сестра Шура впоследствии тоже стала врачом. А вот сама Лиза окончила филологический факультет педагогического института в Минске. После окончания была направлена в г.Черниховск Калиниградской области. Работала учителем в вечерней школе. Здесь встретила свою вторую половину, но оказалось ненадежного, пившего. Много от него терпела унижений и оскорблений. Самым страшным было для нее -жидовка. Долгие годы все это терпела из-за двух дочерей. Единственным спасением для нее стала репатриация. В 1997 г. с внуком, сыном старшей дочери, приехала в Израиль. Здесь уже жила сестра Соня. Встретились две родные души. Много пришлось пережить, нелегкой была адаптация. Но это уже были другие чувства и эмоции по сравнению с пережитым раньше. Это был дом на Родине. Долгие годы помогала армии обороны Израиля, была волонтером. Сегодня по состоянию здоровья этим заниматься не может, но с большой теплотой вспоминает то время , когда максимально была полезна для нашей страны.