Минута Торы 9 Тевет 5776
תניא ט’ טבת
Но если человек с жадностью поглощает мясо и вино, удовлетворяя этим желание тела и своей животной души, исходящее от элемента воды из числа четырех дурных элементов животной души — источника влечения к удовольствиям, жизненная сила мяса и вина в нем опускается тем самым вниз и временно включается в абсолютное зло трех совершенно нечистых «клипот», а тело его становится на время их одеянием и колесницей, пока человек этот не совершит покаяние и не возвратится к служению Всевышнему и к изучению Торы. Ибо, так как мясо и вино были дозволены к употреблению, они способны вернуться и возвыситься вместе с ним, когда он обратится к служению Б-гу. И сами слова эйтер и мутар [«дозволенное»; дословно: «развязанное, освобожденное»] означают, [что дозволенное] не «связано» и не «заключено в оковы» «внешними» [силами зла] в такой мере, что оно не способно вернуться и подняться к Б-гу. Однако [и после возвращения и возвышения] в теле остается от него некий отпечаток [после того, как оно было причастно ко злу], и потому оно нуждается во «встряске в могиле», как говорится об этом далее. Иначе происходит, [когда человек причастен к употреблению] запрещенной пищи и к запрещенной половой близости, которые связаны с тремя совершенно нечистыми «клипот». Они [запрещенные вещи] навсегда «закованы в оковы» и «связаны» «внешними» и никогда не поднимаются оттуда, пока не придет день, когда смерть исчезнет навеки, как сказано: «И дух нечистоты смету с лица земли». Или же пока человек не совершит столь великое покаяние, что все его сознательно содеянные грехи действительно станут заслугами, — покаяние, исходящее из глубины сердца, великой любви и желания и стремления души приблизиться к Б-гу, благословен Он. Душа его жаждет Б-га, «как сухая бесплодная земля», ибо до сих пор была его душа в земле бесплодия и гибели — это «ситра ахра» — и совершенно удалена от Лица Божьего, поэтому жажда его души сильнее жажды душ праведников, как сказали наши мудрецы: «Там, где стоят совершившие покаяние, и т. д.». И о покаянии, исходящем от такой великой любви, сказали [мудрецы], что сознательно совершенные человеком грехи становятся у него подобными заслугам, так как в силу этого [отдаления] он достиг такой великой любви. Но покаяние, не исходящее от такой любви, хотя это и подлинное покаяние и Всевышний ему простит, все же грехи его не уподобятся заслугам и не поднимутся из «клипот» полностью до того времени, пока смерть не исчезнет навеки.
הלכה ט’ טבת