Глава Ваешев – 19 Кислева. Посмотри вокруг
В тюрьме один заключенный спрашивает другого:
— Ты политический?
— Да.
— А кем работал?
— Сантехником.
— А как вышло, что ты политический???
— Да вызвали меня как-то в горсовет. Раковина у них в туалете сломалась. Ну, я посмотрел и сказал, что пора менять всю систему…
19 Кислева мы отмечаем Новый год хасидизма, день, когда один из основоположников этого учения, рабби Шнеур Залман, был выпущен из заключения в Петропавловской крепости. В эту тюрьму он попал по ложному доносу, согласно которому Ребе и его учение представляли опасность для Российского государства. В конечном счете, с праведника сняли обвинения и выпустили.
Любавический Ребе говорит, что знаменательные события всегда имеют отношения к недельной главе Торы. В главе «Ваешев» мы встречаем еще одного выдающегося еврея, которого посадили в тюрьму из-за клеветы. Это был Йосеф, который, будучи рабом в Египте, стал жертвой ложного обвинения в домогательстве к жене своего хозяина. Хозяин Йосефа был министром и главенствовал над резниками фараона. В египетской тюрьме Йосеф встретил еще двух бывших министров. Один из них был начальником пекарей фараона, другой – начальником царских виночерпиев.
Сегодня трудно представить себе министров с такими необычными родами деятельности. Фараон был чрезвычайно эгоцентричной личностью, у него не было ни министра социальной политики, ни министра образования, — его министры не занимались потребностями народа, их основной задачей было поддерживать власть египетского правителя. Даже когда фараон увидел пророческий сон, египетские толкователи пытались объяснить его в ракурсе личной жизни и могущества своего монарха. И только Йосеф разъяснил фараону, что сны предупреждают его о надвигающемся голоде в стране и таким образом заставил его, наконец, оторваться от своей напыщенности и эгоизма и подумать о проблемах и нуждах народа.
Нечто подобное открыл нам и хасидизм. Есть известная притча о том, как ребенок, увидев слона в зоопарке, с удивлением спросил у отца, как этот мощный слон, привязанный слабой цепью, не вырвет ее? На это отец ответил: «Когда он был еще слоненком, он не мог этого сделать, поэтому теперь, когда он вырос и окреп, он даже не пытается вырваться».
Учение хасидизма помогает нам оторваться от собственного эгоцентризма и посмотреть на окружающий мир совсем другими глазами. И начать надо с того, чтобы обратить внимание на людей, которые нас окружают. Ведь недаром хасидом, то есть благочестивым евреем, в Талмуде называется такой человек, готовый пожертвовать ради другого еврея собственным комфортом и благополучием, причем не только материальным, но и духовным.
Раввин Шломо Вильгельм,
автор книги «Еврейские ценности»