Глава Ваешев и Праздник освобождения 19 Кислева
Около 200 лет тому назад в царской России жил праведник рабби Шнеур-Залман. Он обучал евреев учению хасидизма и написал важнейшую книгу — «Тания». Он основал хасидизм ХАБАД. В то время, в Земле Израиля проживало очень мало евреев и для того, чтобы поддержать их, рабби организовал сбор средств в их поддержку.
В те дни Израиль находился под властью турецкой империи, а Россия воевала с Турцией. Группа евреев, противников зарождающегося хасидского движения, послала донос, русскому царю обвинив рабби Шнеур-Залмана в том, что он якобы поддерживает турков и этим опасен для русского правительства. Это был ложный донос, из-за которого рабби был арестован и заключен в Петропавловскую крепость.
В последний день праздника Суккот, поздно ночью к дому рабби подкатила черная карета, предназначенная для особо опасных преступников. Вооруженные солдаты посадили рабби в карету и повезли его в Петербургскую тюрьму.В пятницу после полудня рабби попросил остановить карету, так как он хотел подготовиться к встрече субботы. Начальник охраны отказал, и продолжал ехать дальше. Всевышний сделал чудо, чтобы рабби не нарушил субботу — внезапно сломалось колесо и карета остановилась. Тогда начальник конвоя немедленно вызвал рабочих из ближайшего села, и они починили колесо.Как только карета двинулась снова, одна из лошадей пала. Кучер не понял в чем дело и поспешил в село купить новую лошадь. Но лошади не смогли сдвинуть с места карету. Начальник понял, что продолжать путь они не смогут и, поняв, что рабби святой человек, он попросил его хотя бы съехать на обочину. Рабби согласился, и так они провели всю субботу. На исходе субботы они продолжили свой путь в тюрьму.
В тюрьме, рабби сидел в одиночной камере. Он не боялся, так как надеялся на помощь Всевышнего. Камера была маленькая, без окон, лучи солнца почти не проникали туда, и днем и ночью в камере горела свеча. Один из охранников решил подшутить над рабби и спросил его в середине дня: «Почему ты не спишь, уже поздно?» Рабби, не задумываясь, ответил: «Сейчас пять минут третьего дня». Охранник очень удивился мудрости рабби.
Чем дольше длилось следствие, тем больше поражались следователи необыкновенностью личности Ребе, его гениальностью, его неисчерпаемыми познаниями в любой области. Когда царь услышал о выдающихся способностях узника, он захотел познакомиться с ним. Переодевшись в мундир простого солдата, царь зашел в камеру рабби. Он не ожидал, что рабби узнает его, но как только он вошел в камеру, рабби тут же встал и оказал ему соответствующие знаки уважения. Царь был впечатлён этим необычайным узником не меньше своих подчиненных.Рабби Шнеур-Залман много раз подвергался допросам, на которых ему задавали вопросы, касавшиеся его образа жизни и убеждений. Особый интерес вызывало у следователей казавшееся им новым учение хасидизма, которое он проповедовал. Из его глубоких ответов и многих поразительных происшествий, случившихся в тюрьме, судебным обвинителям вскоре стало ясно, что рабби Шнеур-Залман — не обычный заключенный, а великий и святой человек, подлинный интеллектуальный гигант.
Один высокопоставленный чиновник, хорошо знающий Библию и еврейские обычаи, заинтересовался рассказами о великом Алтер Ребе и решил лично с ним побеседовать. Мудрость и обаяние Ребе произвели на чиновника огромное впечатление, и он попросил Ребе объяснить стих из книги Берешит: «И Б-г Всемогущий воззвал к Адаму и сказал ему: „Где ты?“. Разве не знал Всеведущий Б-г, где был Адам?»
«Вы верите, — спросил Алтер Ребе, — что Тора вечна и обращена к каждому поколению и к каждому человеку?» Чиновник ответил утвердительно. «Тогда, — сказал Алтер Ребе, — вот объяснение этого стиха. Во все века к каждому человеку Б-г взывает и спрашивает: „Где ты? Где твое место в этом мире?“ Каждому человеку суждено прожить определенное количество лет, чтобы делать добро для людей и для Б-га. Знаете ли вы, что должны были совершить и что вы совершили? Представьте, например, — продолжал Алтер Ребе, — что Б-г призвал вас к ответу. Вы прожили… (Алтер Ребе назвал точный возраст чиновника) — и что же вы исполнили за всю жизнь? Что хорошего сделали?»Чиновник был потрясен и объяснением, и тем, что АлтерРебе верно назвал его возраст. Он положил руку на плечо Алтер Ребе и возбужденно воскликнул: «Браво!»
Здание тюрьмы, в которой находился Ребе, располагалось на одном из островков. Однажды за Ребе приехали на лодке, чтобы отвезти его в Тайный Совет на допрос.. Дело было поздно ночью, на небе была ясно видна луна, и Ребе захотел произнести молитву освящения луны. Он попросил остановить лодку на пару минут. Начальник охраны отказался. И вот чудо — лодка остановилась сама!Ребе подождал, лодка сдвинулась с места, и он попросил еще раз остановить ее. На этот раз начальник охраны согласился при условии, что Ребе благословит его на долгую жизнь. Ребе написал несколько строк на листке и отдал ему. После этого гребцы остановили лодку, и Ребе произнес благословение освящения новой луны. Благословение Ребе исполнилось, и начальник прожил много лет…
19 Кислева, после 53 дней заключения, Ребе был освобожден.. Без предупреждения к нему зашли в камеру, когда он читал в Псалмах слова «Выкупил с миром душу мою…» и сообщили, что он свободен. Этим был оправдан не только Реббе, но все движение Хасидут, основа которого научить каждого еврея, насколько он дорог Творцу. И как научиться по настоящему любить Создателя и его Тору, т.е. как правильно исполнить свою миссию в мире.Радостное известие распространилось по всему городу. Хасиды вышли на улицы с танцами. Это было настоящее веселье и радость в честь освобождения Ребе.Каждый год во всем мире празднуют хасиды дату 19 Кислева — праздник освобождения — Новый год хасидизма…
Как одеваться еврею?
История продажи Йосефа в Египет и его жизнь там, о которой мы читаем в недельной главе Торы «Вайешев», напоминает современный приключенческий роман, в котором прослеживаются несколько сюжетных линий: вероломство, неожиданные взлеты и падения, и, конечно, отношения с женщиной.
Полное драматизма столкновение произошло между Йосефом и Зулехой, женой его господина, Потифара. Результатом стало заточение Йосефа в тюрьму и, последовавшая за ним цепочка событий, которая, в конце концов, привела Йосефа на пост правителя и вершителя судеб всего Египта. Тора дает нам подробное описание того, что произошло. Отметив, что Йосеф был хорош собой («красив станом и красив видом»), Тора сообщает, что жена его господина возвела глаза свои на Йосефа и сказала: «Ляг со мной», но он отказался. Каждый день она уговаривала Йосефа, но он не поддавался. И вот однажды случилось так, что он вошел в дом «делать свое дело», а из прислуги в тот момент там никого не было. Одно из объяснений гласит, что речь идет о моменте, когда Йосеф «сломался»; ведь он руководил всеми слугами в доме Потифара, то есть сам не должен был выполнять никакого «дела». Тора подчеркивает: «никого там не было», намекая, что «делать свое дело» могло означать только одно — быть с ней, с женой господина. На этом острый сюжет прерывается — когда жена Потифара снова стала домогаться Йосефа, тот внезапно выбежал из дома, оставив одежду в руках женщины. Мудрецы объясняют, что в этот момент перед глазами Йосефа возник образ Якова, его отца, и это спасло его от греха. Йосеф вспомнил свой спор с отцом по поводу одежды. Яков утверждал, что еврей должен не только соблюдать еврейский образ жизни, но и внешне отличаться от окружающих, одеваться как еврей. Йосеф же доказывал, что для человека высокой нравственности, духовной силы и богобоязненности форма одежды значения не имеет. Здесь следует отметить, что Яков, в отличие от своих предков Ицхака и Авраама, обладал знанием и умением жить, будучи единственным евреем, жившим долго среди других народов. Этому он научился в йешивеШема иЭвера перед тем, как отправиться в Харан к Лавану. Этому он обучил Йосефа, занимаясь с ним отдельно от остальных своих сыновей. Яков предвидел, что у Йосефа есть особое предназначение, и ему одному необходимо это знание. И вот, когда наступил момент истины, Йосеф понял, что отец был прав. Действительно, тот, кто одевается как нееврей, в конце концов может пасть очень низко, вплоть до прелюбодеяния.
Подлинное намерение еврея – это служение Б-гу посредством даже самых обычных дел: одежда, еда, торговля и т.д. Внешние физические действия ни в коей мере не являются его целью! Есть известный рассказ о том, как знаменитый праведный рабби Шмуэль из Любавичей разрешил спор двух своих сыновей. Суть спора: отличаются ли друг от друга «обычные телесные повседневные дела» еврея и иноверца. Услышав, о чем они спорят, рабби Шмуэль позвал слугу – простого, неграмотного еврея по имени Бенцион – и в присутствии сыновей спросил его:
– Ты ел сегодня?– Да, ел.– Хорошо ел? – продолжал рабби Шмуэль.
– Что значит «хорошо»? Мне хватило – и слава Б-гу, – ответил Бенцион.
– Для чего ты ешь? – спросил Ребе.– Чтобы жить.– А для чего ты живешь? – спросил, наконец, Ребе.– Чтобы я мог быть хорошим евреем и исполнять Волю Б-га, – Бенцион вздохнул, произнеся последние слова. Рабби Шмуэль поблагодарил его и попросил прислать Ивана – русского дворника, хорошо знающего идиш. Когда тот пришел, Ребе задал ему те же самые вопросы:
– Ты сегодня ел?– Да.– Хорошо ел?– Да.– А для чего ты ешь?– Чтобы жить.
– А зачем ты хочешь жить? – спросил, наконец, рабби Шмуэль.– Да чтобы пить водку и закусывать, – ответил Иван. Рабби Шмуэль отпустил Ивана и обратился к сыновьям: «Теперь вы видите, что еврей по самой своей природе ест, чтобы жить, и живет, чтобы быть хорошим евреем и делать угодное Б-гу. И при этом еще тяжело вздыхает: «Искренне ли я живу только для Б-га?» Другие живут, чтобы выпить водку и закусить, с восторгом думая о своих плотских удовольствиях – пределе их мечтаний».
В статье использованы материалы с сайта
ВРЕМЯ МОШИАХА
www.moshiach.ru