Недельная глава Торы «Ваеце»
В нашей главе «Ваеце» идет рассказ о жизни праотца Яакова, которая, в основном состояла из трех эпох, в соответствии с тремя местами проживания Яакова: в Эрец Исраэль, в Харане и в Египте. Все, что происходило в жизни наших отцов является знаком для их потомков, поэтому жизнь каждого еврея делится на три эпохи, наподобие тому, как это было у Яакова.
Праотец Яаков отличается от всех праотцов тем, что ему удалось воспитать всех своих 12 детей праведными евреями. Однако мы знаем историю про Реувена — первенца Яакова, который, как нам сообщает Тора, согрешил, вмешавшись в личную жизнь своего отца. Как же мы можем сказать, что все сыновья Яакова были праведными?
Оказывается, Реувен, осознав свою ошибку, решает сделать «тшуву» (полное раскаение). Более того, он первый раскрывает путь к тшуве, понятие до него не известное людям. Выходит, что у Яакова не просто были праведные сыновья, которые никогда не ошибались, никогда не падали, а его сыновья, даже оступившись, знали дорогу назад, что показывает на полное совершенство праведности.
Точно также и сам Яков, жизнь которого разделилась на три эпохи неспроста. Это были три разных уровня службы Всевышнему у одного Яакова, которые указывали на его полное совершенство. Уровень праведника достигает Яаков в Эрец Исраэль. В Харане, где соблазны этого мира окружают со всех сторон, Яаков не поддается испытаниям, а борется с препятствиями как средний. Ведь известно, что «бейнони» (средний) никогда не нарушает волю Всевышнего, хотя мысли согрешить его таки навещают, но он с ними успешно борется. В общем у среднего вся жизнь — это одна борьба. Такая жизнь и была у Яакова в Харане. В Египте, самом развратном месте на земле, приходилось Яакову заниматься тшувой, поскольку в этой стране даже святость могли использовать на идолопоклонство. Однако и здесь Яакову удается победить злые силы, благодаря своей работе в тшуве.
Как мы сказали раньше, у каждого еврея в жизни тоже есть три эпохи. У каждого есть такие заповеди, которые он выполняет со всей тщательностью, следуя последней букве закона. В этот момент он служит Всевышнему как праведник, наслаждаясь своей службой без всякой борьбы. Иногда бывают такие моменты в жизни каждого, когда злое начало подает свой голос, а мы собравшись со всеми силами даем ей отпор и не следуем ее каверзным идеям. Это как средний борется со своим дурным началом всю жизнь. А иногда возникают такие испытания в жизни, которые мы не выдерживаем и падаем, но даже споткнувшись, мы все равно встаем и делаем тшуву. Эта та необходимая служба Всевышнему, которую Яаков делал в Египте. Все эти три составные являются необходимыми элементами в нашей жизни и приводят к полному совершенству еврея.
Каждый еврей — потомок Яакова, поэтому он и получает все необходимые силы от Яакова провести свою службу Всевышнему должным образом, не пугаясь и не отчаиваясь перед препятствиями. Особенно в нашем последнем поколении перед приходом Мошиаха мы должны знать, что у нас есть все силы сразиться со своим злым началом и даже повлиять на мир вокруг. Ведь как засвидетельствовал Ребе РАЯЦ, что мы уже окончили всю работу осталось только приготовиться к приходу Мошиаха, начистить пуговицы. И даже это мы тоже успешно сделали. Поэтому можно смело влиять на мир вокруг и на не евреев, призывая их верить во Всевышнего, исполнять 7 заповедей Ноаха. Результат не замедлит прийти, когда Эйсав будет исправлен с наступлением настоящего и полного Освобождения немедленно сейчас!
В сегодняшней главе рассказывается, как Яаков совсем один шел в чужую страну. Когда он туда пришел, у него не было ничего. Он думал, что у него все будет в достатке, но увидел, что нет у него ничего, «ибо с посохом моим перешел я Иордан этот». Несмотря на это, он шел с легким сердцем и без опасения, ибо он полагался на Всевышнего.
Придя в Харан, он увидел, что там ему не на кого положиться, что ему нельзя положиться даже на родственников. Даже дядя его, Лаван, обманул его. Однако он не перестал, упаси Б-же, полагаться на Всевышнего. И потому, хотя для этого потребовалось много лет («днем жег меня зной, а ночью холод»), он трудился, не теряя надежды, и в конце концов ушел оттуда с большим достатком, с великим богатством, но главное — ему было дано то, что названо в Торе «постель его была совершенна»: все его дети были такими, какими они должны были быть — совершенными, безо всякого изъяна.У Авраама был хороший сын, Ицхак. Но у него был еще один сын, Ишмаэль. У Ицхака был хороший сын, Яаков, но был и Эйсав. Хотя оба — и Авраам, и Ицхак — воспитывали своих детей в Стране Израиля, а не в странах изгнания, все же было возможно, что у них были такие дети, как Ишмаэль и Эйсав. Яаков же жил со своими детьми в изгнании и, как он утверждал, не мог он ни на кого положиться — «откуда придет моя помощь», «пусть скажет теперь Израиль» (а здесь имеется в виду праотец Израиль, то есть Яаков).Он тяжело трудился и одновременно должен был прилагать усилия, чтобы его дети, как сыновья, так и дочери — двенадцать детей, растущих на чужбине среди совершенно чужих людей, не переняли обычаев Харана, чтобы они прониклись Торой, которую он, их более чем столетний отец, получил от своих родителей и от своих предков, Шема иЭвера, и принес с собой в новую страну за Иордан. Все это Яаков сумел успешно выполнить, а потому и достиг того, о чем сказано: «И весьма разбогател этот человек». В самом простом материальном отношении он стал обладателем богатства, и это богатство сопровождалось успехом и счастьем, и было у него гораздо большее богатство — из изгнания он вывел всех своих сыновей и дочерей сохранившимися в полном совершенстве, доступном человеку.
С чем это сравнивается по отношению к нашему времени, ясно: с положением евреев вообще и, в частности, с воспитанием. Мы видим воочию, что все, что нам обещано другими, все их уверения, — совершенное ничто. «Помощь моя от Б-га». Единственный, на кого мы можем положиться, это наш Отец в Небе, только на Него мы можем положиться, и мы связаны с Ним через Тору и заповеди.
Если мы будем воспитывать детей в традиционном духе Торы, — «..народ этот отдельно живет» — в наших собственных хедерах и в наших собственных йешивах, в духе Торы Всевышнего, принятой нами от наших родителей и предков, Торы, которой сопутствует страх перед Небом, без всяких компромиссов, будет «постель совершенной» так что «мы пойдем с нашими отроками и старцами, с сыновьями и дочерьми нашими». Когда придет Мошиах, мы сможем с гордостью сказать: «Вот наши воины, наша армия „мейд ин Америка“ („рожденные в Америке“), и все же они — полноценные евреи, готовые к Геуле, к освобождению».
И да будет на то воля Всевышнего, чтобы мы все пошли навстречу нашему праведному Мошиаху вскоре и в наши дни. Амен.