«Ваейце» 29:32
«И ЗАБЕРЕМЕНЕЛА ЛЕА И РОДИЛА СЫНА И НАЗВАЛА ЕГО Р’УВЕН, ИБО СКАЗАЛА: «ИБО УВИДЕЛ ВСЕ-ВЫШНИЙ СТРАДАНИЯ МОИ, ИБО ВОЗЛЮБИТ ТЕПЕРЬ МЕНЯ МУЖ МОЙ»».
[«Ваейце» 29:32]
Б-г увидел боль Леи, так как была она бездетна, и дал ей сына. С рождением сына родилась и любовь между ней и ее мужем Яковом.
Все-вышний и Израиль сравниваются, как известно, с мужем и женой, поэтому из этого стиха можно понять также то, что относится ко взаимоотношениям между Б-гом и евреями.
Во времена Изгнания еврейский народ переносит страдания от духовной обедненности. Священный Храм, место раскрытия Все-вышнего, — разрушен. В дополнение к этому, «изгнаны мы с Земли нашей» — весь народ Израиля не имеет поселения на всей территории Земли Израиля. В этот период любовь между Израилем и Все-вышним также скрыта и выражается не в полной мере.
И сейчас — когда Все-вышний размышляет о еврейском народе и видит, что несмотря на «страдания мои» — перенося страдания от духовной неполноты, — Его народ продолжает быть верным Ему, как сын Отцу, тогда — «возлюбит меня муж мой» — возвращается и раскрывается любовь Все-вышнего к народу Израиля с прежней силой.
В этом и заключается [внутренний] смысл стиха: «Ибо увидел Все-вышний страдания мои». Все-вышний пристально вглядывается в еврейский народ, проверяет его, пока он находится в Изгнании. И «теперь» — когда, несмотря на все трудности, евреи продолжают выполнять Тору и заповеди, — «возлюбит меня Муж мой» — вернется и раскроется любовь Все-вышнего к еврейскому народу — во времена будущего Освобождения.