Недельная глава Вайеце. Часть 2 : Берегите голову!
— Сема, посмотрите на эти мозолистые руки! Этот человек совсем не хочет работать головой…
Один хасид, перебравшийся жить из России на Святую Землю, в поисках заработка устроился рабочим на стройку. Будучи крайне Б-гобоязненным евреем, он работал очень добросовестно, настолько, что даже не ходил на перекур во время работы, чтобы честно отрабатывать полный рабочий день. Заметив его исключительную порядочность, начальник решил повысить его в должности и назначить бригадиром, но, на его удивление, хасид отказался. «Пока я простой строитель – объяснил он, — я работаю только руками, голова же остается свободной. Я тружусь и в то же время размышляю о том, что написано в Торе. Но если я стану бригадиром, мне придется вкладывать всю голову в работу, а на это я не согласен!»
Тому, как важно беречь голову, учит нас и недельная глава «Вайеце», где описывается, как наш праотец Яаков покидает Землю Израиля и отправляется Харан. По дороге он останавливается на ночлег, и, укладываясь спать, кладет камни у изголовья. Раши, великий комментатор Торы, разъясняет, что Яаков окружил камнями голову, чтобы уберечься от диких зверей. Объяснение это кажется довольно странным – ведь если Яаков хотел уберечься от зверей, он должен был закрыться камнями со всех сторон. Какой прок от камней вокруг головы?!
Отвечая на этот вопрос, Любавический Ребе отмечает, что Яаков отличается от остальных праотцев тем, что, прожив 20 лет в Харане, среди непорядочных людей и вдали от Святой Земли, он нашел в себе силы не только остаться верным Б-гу, но и построить большую и крепкую еврейскую семью. В отличие от Авраама и Ицхака, у которых не все дети пошли по их стопам, все двенадцать сыновей Яакова выросли верными традициям отцов, основав двенадцать колен Израиля.
Откуда были у Яакова силы на такой подвиг? Как в течение многих лет он сумел сохранить такую стойкость принципов, успешно занимаясь делами в Харане и нажив такое огромное состояние?
Ответ на это вопрос кроется именно в том настрое, с которым он шел в Харан. Зная о том, куда он идет, более всего он заботился о своей голове. Яаков знал, что пока его мысли заняты мудростью Торы, сосредоточены на духовных ценностях, — окружающая обстановка не сможет сломить его. Поэтому он позаботился о том, чтобы защитить свой интеллект, свою голову от «диких зверей» — той моральной дикости, стремления жить животными инстинктами, которые были характерны для жителей тех мест. Таким образом, в свою насыщенную работу в Харане он не окунался с головой, воспринимая свой труд лишь как работу руками.
В наше время эта проблема еще более актуальна для каждого еврея: мы и наши дети живем в окружении бесчисленного потока идей, информации и агитации, которые проникают в мышление и способны разрушить любые рамки человечности и духовности. Защититься от этого может лишь голова, поглощенная чем-то более ценным и важным.
Простой и испытанный рецепт для здорового мышления – изучение Торы. Только с этим ценным грузом в голове можно остаться настоящим евреем, живя в диком и жестоком мире.