«И ВЫРОСЛИ ЮНОШИ, И СТАЛ ЭЙСАВ ЧЕЛОВЕКОМ, ЗНАЮЩИМ ЛОВЛЮ»
«И ВЫРОСЛИ ЮНОШИ, И СТАЛ ЭЙСАВ ЧЕЛОВЕКОМ, ЗНАЮЩИМ ЛОВЛЮ».[«Толдот» 25:27]
«Знающим ловлю» — «[Знающим, как] ловить и обманывать отца …[показывая] будто интересуется детальным выполнением заповедей», — комментирует Раши.
Одной из причин, что наше Изгнание длится намного дольше Изгнаний предыдущих, является то, что в нем нам приходится бороться со «скрытым злом».
Зло бывает двух типов: открытое зло — то, что с первого взгляда предстает как зло. С таким злом бороться легче; скрытое зло — зло неочевидное, то, что иной раз можно принять и за добро. Война с таким злом — очень трудное дело, поскольку сначала мы должны наверняка убедиться в том, что это именно зло, и только потом становится возможным его исправить.
В этом выражается разница между прошедшими Изгнаниями и Изгнанием нынешним.
В прежних изгнаниях зло, с которым сталкивались евреи, было открытым. Злодей не стеснялся своих поступков, и за короткое время Изгнания его было возможно победить. В сегодняшнем Изгнании злодей скрывает свои грехи и не выставляет их напоказ. Он прикидывается праведником, продолжая втайне творить злые дела. Решить проблему с подобным лицемерием нелегко, и на это требуется больше времени.
Эйсав-злодей является символом лицемерия. За пределами дома своего отца Ицхока он делал все, чего желала его душа, и, в то же время, из раза в раз подходил к отцу с вопросами, касающимися деталей еврейского Закона. Лицемерие — сокрытие зла — сущность Эйсава, и по его имени называется наше Изгнание «голус Эдейм (эдомское Изгнание)», — как написано: «Эйсав — отец Эдейма».
В результате исправления скрытого зла мы достигнем исполнения обещания: «…поднимутся освобождающие на гору Циейн, судить гору Эйсава, и будет Все-вышнему царство!»