Кто кого?
Разговор двух еврейских матерей:
— Ну, как твой Ицик?
— Стал адвокатом! А твой Хаим кем работает?
— Мой? Управляющий.
— И чем он управляет?
— Грузовиком.
Недельная глава «Толдот» повествует о том, как после десяти лет бездетности Ицхаку и Ривке удается вымолить у Б-га потомство. У них рождаются близнецы – Эйсав и Яаков. Они растут совершенно разными людьми: Эйсав двуличный и воинственный, он днями напролет охотится и совращает чужих жен, а Яаков – прямодушный и одухотворенный – проводит время за изучением Торы.
Их несхожесть, и даже антагонизм, проявился уже в чреве матери. Тора описывает тревогу Ривки, которая во время беременности чувствовала, как дети толкаются в ее утробе. Мудрецы объясняют, что Эйсав начинал активно двигаться, когда Ривка проходила мимо врат языческих храмов, а Яаков – когда она проходила мимо шатров, где изучали Тору. Еще не родившись, они проявили свои наклонности.
Изучая эту историю, Любавический Ребе задается важным вопросом: как случилось, что у еврейских патриархов, праведников, Ицхака и Ривки родился такой сын, как Эйсав, с его врожденной склонностью к греховности и идолопоклонству?! И это притом, что он, как и Яаков, появился на свет в результате неустанных молитв!
Конечно, такого не может быть, — объясняет Ребе. – Как же объяснить страстное влечение Эйсава к отрицательной стороне этого мира? Дело в том, что у Эйсава и Яакова было разное жизненное предназначение. Яаков должен был сосредоточиться на духовном служении и изучении Торы, а Эйсав должен был бороться с грубостью материального мира, внедряя в него святость. Поэтому даже в утробе матери Эйсав не мог оставаться равнодушным, когда чувствовал, что рядом место, где поклоняются идолам, ему хотелось исправить этот мир, бороться с духовной тьмой.
Несмотря на свой духовный потенциал, Эйсав не смог его правильно реализовать. Столкнувшись с соблазнами материального мира, он просто погряз в пороке. Таким образом, его врожденная способность совмещать духовность с материей превратилась в двуличность, а напористость, которую он должен был использовать для борьбы с греховным миром, стала орудием разврата и жестокости.
Внутри каждого из нас есть свой «Эйсав» и «Яаков». Как от Эйсава, от нас требуется бороться с собственными недостатками и соблазнами, не оставаться равнодушными к духовной тьме и несправедливости этого мира, пытаться внедрять духовность и еврейское мировоззрение дома и на работе, на улице и в магазине. Но чтобы иметь силы на это, необходимо проявлять качество Яакова — обязательно посвящать время молитве и изучению Торы и полагаться на помощь Свыше.
Раввин Шломо Вильгельм,
автор книга «Еврейские ценности»