«И ЭТО ПОРОЖДЕНИЯ ИЦХАКА СЫНА АВРООМА, АВРООМ РОДИЛ ИЦХАКА». [«Тейлдейс» 25:19]
Одно из объяснений бросающегося в глаза повторения в этом стихе одной и той же, на первый взгляд, мысли приводится в Талмуде: «С точки зрения природы, Авроом-овийну не мог [в таком возрасте] родить ребенка, поэтому злословили народы мира, что не он родил Ицхока. Что сделал Все-вышний? Придал Он лицу Ицхока полное подобие лицу Авроома, и все увидели, что Авроом родил Ицхока».
«Народы мира» не спорили, что Авроом может порождать «сыновей в духовном смысле» — совершать добрые дела и так далее. Однако они не могли поверить, что Авроом силой своей великой веры в то, что выше природы, может родить сына в самом простом материальном смысле этих слов. Когда же у Авроома родился сын, все народы убедились, что не только душа еврея, а и его тело не находятся под властью ограничений природы.
В свете этого становится понятным то, что сказал предыдущий любавический ребе — Йосиф-Ицхок Шнеерсон — на перроне вокзала перед отправлением в ссылку (куда его отправлял коммунистический режим). Тогда, прощаясь с хасидами, провожавшими его, он сказал:
«…однако пусть знают все народы, живущие на поверхности земли, что только тела наши брошены в Изгнание и отданы на порабощение царствам, однако души наши не в Изгнании и не отданы на порабощение! Во всем, что касается нашей религии — Торы, заповедей и обычаев Израиля — нет над нами никакой власти!»
На первый взгляд, эти слова нуждаются в объяснении: какая польза в знании о том, что душа не находится в Изгнании, когда находится под гнетом Изгнания наше тело, лишь с помощью которого мы можем выполнять и распространять Тору и ее заповеди?!
История, произошедшая с Авроом-овийну, учит нас тому, что когда еврей раскрывает внутри себя надприродные силы, пронизывает Сущность души и начинает светить также и в его материальном теле. Также тело поднимается над природой мира, и тогда не может никакая сила Изгнания устоять перед ним.