Недельная глава «Толдейс». Беседа первая.
(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе на 13 Швата 5711 (1950) года.
Вступление переводчика.
В душе человека Тора выделяет три основные силы: волю, разум и эмоции. Взаимодействие между ними, роль каждой в Служении, — одна из главных тем философии хасидизма. Сегодня в качестве вступления к беседе ребе несколько слов о силе разума — «сейхл».
* * *
Мир создан Все-вышним таким образом, что каждому аспекту «со стороны добра», началу, раскрывающему святость Все-вышнего, соответствует его противоположность — аспект, скрывающий Б-жественность, — зло. Так, например, каждая из сил Б-жественной души имеет свой духовный «антоним» — аналогичную силу души животной, — аналогичную по сути, но противоположную по направленности. В том числе силы разума: способность к генерации идеи (хохмо), способность к углубленному анализу (бина) и способность переживать идею, соединять ее с эмоциями и воплощать в жизнь (даас) могут быть реализованы б-жественной и животной душами различно. Разум б-жественной души направлен на осуществление и совершенствование Служения Все-вышнему — на добро. Животная душа, напротив, может реализовывать свой разум во зле (при этом, чем выше разум, тем более изощренное зло может быть результатом его применения).
Однако разум далеко не всегда довлеет над поступками. Каждый из нас, конечно, сталкивался с проявлениями человеческой деятельности, не подчиненными разуму. Глупости, необдуманные поступки, о которых кто-то впоследствии, может быть, жалел, а может — вспоминал с улыбкой. Если попытаться определить «глупость», воспользовавшись терминологией Торы хасидизма, то можно сказать, что это действие, имеющее источником не разум, но то, что ниже разума («лемато мин асейхл»).
Впрочем, необдуманные действия не всегда вызывают сожаление. Иногда подобным образом совершается добро — добро, которое не может быть мотивировано соображениями разума. Речь идет о поступках, совершаемых, когда человек, жертвуя собой, инстинктивно, даже не успев задуматься, а отдавшись порыву своей души, идет на шаг, на который, возможно, никогда не решился бы «по здравом размышлении». Подобные поступки в той же степени, что и глупость, не имеют источником разум, однако они не имеют отношения и к тем аспектам, которые ниже разума, — не представляют из себя «глупость» в обычном понимании — глупость, ведущую ко злу. Они — «глупость», имеющая своим источником аспекты выше разума, — скорее, не «глупость» — «надразумность». (Так, например, пророки, поднимавшиеся над своим разумом в состоянии пророчества, называются Торой «мешугоим (сумасшедшие)»).
И вот, несмотря на то, что Все-вышний требует от нас Служения, построенного на разуме (на изучении Торы — на анализе ситуаций, и разрешении их, в соответствии с требованиями Торы — воли и мудрости Все-вышнего), иногда от нас требуется принятие решений, совершение поступков, которые не могут быть обоснованы логикой, требуется поведение, выходящее за рамки разума, строящееся на том, что выше его, — на самопожертвовании.
В начале известного отрывка из Торы: «Шма Исроэйл!.. (Слушай Израиль!..)» (произнесение которого утром и вечером является заповедью из письменной Торы) говорится: «…люби Все-вышнего, Б-га твоего всем твоим сердцем и всей душой твоею…» Завершается фраза словами «ув’хол меэйдехо», означающими, согласно толкованиям, что еврей должен любить Все-вышнего любовью большей, нежели любовь, мотивированная разумом или чувствами, — любить Б-га так, чтобы ради этой любви он был готов на самопожертвование и шел на самопожертвование.
* * *
Внутренняя Тора показывает мировую историю как историю работы человека над созданием из мира сосуда для Б-жественности.
Эта работа началась с момента совершения греха Древа Познания (о котором рассказывалось в первой недельной главе Торы «Брейшис») и продолжается по сей день.
Объясняя суть работы по совершенствованию мира, Тайная Тора упоминает о так называемых искрах святости (искрах добра), в результате совершения греха Древа Познания рассыпанных в мире и смешанных со злом. Большая часть творений, наполняющих мир, представляет из себя, говорит Тайная Тора, «клипас нейго» — смесь добра и зла — Б-жественности и сокрытия Б-жественности. Задача человека — своим Служением Все-вышнему, при помощи выполнения заповедей Торы, изучения Торы, раскрыть искры святости, находящиеся в окружающих нас объектах мира, и, таким образом, в конечном итоге, раскрыть в материальном мире сущностную Б-жественность.
Переломным моментом в ходе этой работы явилось появление на исторической арене еврейского народа, началом которого стало рождение Авроом-овийну, затем его сына Ицхока, а после этого сына Ицхока — Якова. Благословения, полученные Яковом — отцом двенадцати сыновей, ставших родоначальниками колен Израиля — от Ицхака, явились благословениями, данными еврейскому народу, всем двенадцати коленам, на историческую работу с материальностью мира.
* * *
Известно (и часто вызывает вопрос) то, что Яков получил эти благословения с помощью хитрости. Несмотря на то, что его брат Эйсав впоследствии признал право Якова на упомянутые благословения, остается непонятным, почему к Якову они попали именно таким путем, почему Ицхок не передал их Якову напрямую.
Для того чтобы это понять, надо разобраться во внутренних закономерностях, связывающих грех Древа Познания и появление на свет еврейского народа; связывающие между собой первого человека Адама и человека, именем которого заканчивается перечень наших «праотцов» и начинается еврейский народ, община Израиля, в том понимании, которое мы сейчас вкладываем в эти слова.
— 1 —
В одном из майморим объясняется, почему для того, чтобы получить благословения, предназначенные для него Ицхоком, Якову необходимо было прибегнуть к хитрости. (Как говорится в Мидраше «Брейшис рабо», Яков получил эти благословения «мудростью Торы своей», однако с помощью той части Торы, которая называется «хитростью».)
Предыдущий ребе говорит, что причиной подобного подхода к получению благословений было то, что искры святости, «перебрать» которые должен был Яков, упали вниз в результате греха Древа Познания Добра и Зла, а грех этот был совершен в результате хитрости змея: «…а змей был самым хитрым…» По этой причине «возвращение искр святости на место» и исправление ситуации, сложившейся в результате совершения греха Древа Познания, произошло именно при помощи хитрости, как написано: «Им икейш тиспатейл (С хитрым — хитри)».
Отсюда становятся понятными слова, которыми Ривка, мать Якова, успокоила сына.
Получив от матери приказ забрать благословения, предназначавшиеся Эйсаву, брату его, Яков стал опасаться, что отец, разгадав уловку, проклянет его вместо того, чтобы благословить. «На меня [падут] проклятия твои [- те, которыми, как ты опасаешься, может проклясть тебя отец], сын мой!» — заверила сына Ривка.
На первый взгляд, непонятно, почему такой довод должен был успокоить Якова? Каждый сын, а в особенности такой, как Яков, беспокоится за благополучие матери. Если так, то слова Ривки [скорее должны были взволновать Якова,] нежели успокоить его. С другой стороны, из содержания главы становится ясно, что довод Ривки убедил ее сына.
Разрешить это кажущееся противоречие можно следующим образом:
Яков (как говорится в трактате «Баба Басра» 58:1) являлся подобием первого человека — Адама, и именно поэтому на нем лежала обязанность исправить грех, совершенный первым человеком. В Тайной Торе объясняется: как змею удалось совершить свое дело при помощи хитрости, так, для исправления произошедшего, именно с помощью хитрости Якову необходимо было забрать благословения, предназначавшиеся Ицхоком для его брата, и обеспечить, чтобы они не попали в руки Эйсава. Как говорится далее в тексте недельной главы: «Пришел брат твой и хитростью забрал твои благословения».
Краткое объяснение вышесказанного:
Источником того, что следовало получить, [в обоих случаях являлся аспект, отличный от разума, -] выше разума, выше воли и разума дававшего благословения [в истории с благословениями Якова] (или ниже разума — в истории с грехом Древа Познания). Посему получение его также должно было быть осуществлено соответствующим инструментом — не инструментом разума, логики, постижения, а именно через шаг, связанный с «м’сирас нефеш» — самопожертвованием, преодолением опасности.
И именно в этом заключался смысл слов Ривки: «На меня [падут] проклятия твои, сын мой!» Сказав так, Ривка показала, что готова к самопожертвованию и, более того, [осознает -] то, на что она толкает сына, не может быть достигнуто через логичный, продуманный, выверенный план, не может быть достигнуто иначе, как через самопожертвование. И ответ матери произвел на Якова действие именно в этом направлении.
Можно сравнить со сказанным стремление еврея к Торе, в общем.
Благословенной памяти Мудрецы раскрыли в Мидраше внутренний смысл благословений, полученных Яковом от Ицхока: «От росы небесной» — это письменная Тора; «от жира земли» — Мишна; «хлеб» — это Талмуд и «молодое вино» — это Агода». С помощью «мирмо дик’душо» — «хитрости со стороны святости», — с помощью мудрости Торы, как объяснялось выше, мы способны подняться на предельную высоту. Как объяснил в своем майморе предыдущий ребе: необходимо превратить «штус делеумас зе (глупость, которая ниже разума)» в «штус дик’душо» — то, из относящегося к святости, что выше разума, выше логического постижения. И за счет подобной работы — превращения «штус делеумас зе» в «штус дик’душо», мы поднимаемся на уровень еще более высокий, чем можем достигнуть Служением, основанным на постижении и логике, — поднимаемся к святости, еще более высокой, нежели «сейхл дик’душо» — «разум со стороны святости».