Вопрос: Как отучить детей обманывать?
Отвечает раввин Шауль Давид Бурштейн:
Написано в Торе, что человек должен отдалить себя от лжи. Одна из важных вещей в воспитании наших детей – это взращивание в ребенке с ранних лет стремления говорить правду и только правду. Из опыта мы знаем, что это не так просто. Ребенок по своей природе не способен понимать, что обман искажает и изменяет реальность в его собственном восприятии. Зачастую дети позволяют себе обманывать для того, чтобы сделать кому-нибудь что-то хорошее: например, выгородить своего друга, тем самым защищая его. Приучая ребенка говорить всегда правду, мы влияем на него и отдаляем от плохих поступков: в частности, чтобы дети не находили себе плохих друзей, повторяя за ними нежелательные поступки. Когда родители задают ребенку различные вопросы, пытаясь узнать, с кем ему нравится общаться, чем он занимался в течение дня, где он был, то ребенок, который знает, что нельзя обманывать, всегда скажет правду родителям. И это дает им возможность направить своего ребенка на праведный путь. У таких детей появятся силы и самосознание, в которых будет присутствовать контроль над поступками. В ребенке необходимо воспитывать ненависть к обману и пытаться объяснить, что обман является злом, которое необходимо искоренить в самом начале.
Родители постоянно спрашивают своих детей о том, задавали ли им домашнее задание, выполнили ли они его, как они вели себя в классе. Если дети привыкли обманывать и врут, отвечая на эти простые вопросы, то этим они уничтожают возможность своих родителей принимать участие в их воспитании. Во взрослом возрасте привычка обманывать может нанести жизни существенный урон, создать конфликты среди людей и прочие неприятности. Умение говорить правду является неотъемлемой частью веры в Единого Творца и богобоязненности. Эти качества позволят ребенку преуспеть в жизни и приобрести доверие в обществе. Родителям, воспитателям и учителям необходимо приучать детей к культурному разговору, то есть учить их не произносить ругательств, не врать, не сплетничать, а так же не отзываться плохо о других людях. Помимо этого, мудрецы советуют изучать законы злословия и сплетен с 19-летнего возраста.
Часто дети берут отрицательный пример со своих друзей в школе или во дворе, от соседей, которые не воспитывались в еврейском духе, в святости. Поэтому родителям необходимо следить за речью своих детей. Полезно рассказывать детям хасидские истории, которые демонстрируют вред злословия. Существует высказывание Любавического Ребе Короля Машиаха, что злословие «убивает троих: того, кто говорит, того, кто слушает, и того, о ком говорят». И стремление избавится от обмана и лжи является неотъемлемой частью еврейского воспитания. Любавические Ребе высказывают мнение о том, что в Рош Ха-Шана сотни ангелов ожидают от евреев, что в своих молитвах и разговорах с ближними они благословят друг друга и пожелают каждому хорошего и сладкого года.
По этому поводу есть одна история. В ней рассказывают об одном хасиде, который жил в местечке Енович в России. Этот хасид был очень богатым человеком. Однажды, произнося утром молитву «Шма Исраэль…», он решил, что с сегодняшнего дня и далее за каждое слово обмана, которое произнесут его уста, пожертвует 25 рублей бедным города. Время от времени в доме этого хасида находился учитель, который обучал его детей. И хасид поведал ему о своем решении. И учитель ответил в шутку: «Обманывай, и у евреев будет заработок от твоих слов!». Когда же этот учитель пришел на аудиенцию к Пятому Любавическому Ребе РАШАБу, то ребе Дов-Бер очень строго произнес, что запрещено обманывать при любых обстоятельствах. Что даже деньги цдаки, которые получают бедняки, на небесах являются полным злом, если эти деньги приобретены в результате обмана.