Недельная глава Торы «Хаей Сара» 5776г.
Глава Хаей Сара Жизнь после жизни
Глава называется «Жизнь Сары», а речь в ней идет о событиях, совершенно противоположные В нашей недельной главе идет речь о событиях, которые произошли после смерти Сары: покупка пещеры Махпела, для того, чтобы похоронить Сару, женитьба Ицхака на Ривке, в которой он находит утешение после смерти матери, а в конце главы повествуется о женитьбе Авраама на Ктуре [Агар] и о родословной Ишмаэля. В связи с этим возникает вопрос: глава жизни. Ведь известно, что название недельной главы очень чёткие в самой своей основе. И по этому мы должны видеть связь между рассказанным в этой главе и настоящей сущностью названия «Жизнь Сары». Настоящая жизнь — вечная. Она не заканчивается со смертью человека, а продолжает осуществляться и выражаться в потомках этого человека и в их жизненном цикле в этом мире. С этой точки зрения, события, происходящие после смерти, свидетельствуют о качестве жизни и таким образом проверяется настоящая суть жизни (определённого) человека. Про Яакова мудрецы сказали: «Праотец наш Яаков не умер» и объяснили: «Раз его потомство живо, значит и он жив». Т.е. его потомство продолжает его жизненный путь и его жизненный смысл и по этому мы знаем, что «значит и он жив». И поэтому из описанных в нашей недельной главе событий, которые произошли после смерти Сары, мы видим вечность её (Сары) жизни. Мы видим Ривку, которая продолжает путь Сары [как написано в нашей главе: «И привёл её (Ривку) Ицхак в шатёр Сары — своей матери». И как объясняет РАШИ: «Ведь она — Сара, мать его»]. И Ривка делает так, что возвращаются три чуда, которые были при жизни Сары (свечи горели от субботы и до субботы; было особое благословение в замешиваемом тесте, которого хватало всегда и на всё; над шатром Сары находилось постоянно облако, защищая его от жары, холода и всяких бед). И более того: все события (которые описаны) в этой Ишмаэля), вот наплевать мне на арабов,она отдавала всю себя для воспитания ПРАВИЛЬНОГО сына, который всегда будет идти с Б-гом. Есть пословица – если с детьми не говорить о Б-ге, то всю оставшуюся жизнь, придется говорит с Б-гом о детях. А Авраам очень переживал из-за этого и молился также и за Ишмаэля. События, описанные в недельной главе, свидетельствуют о том, что именно то, к чему стремилась Сара, оказалось правильным. главе учат нас, что (жизненный) путь Сары победил. И здесь мы должны проследить разницу между Сарой и Авраамом. Сара была матерью только Ицхака. Настоящая «Идише Мамэ»С момента его рождения она стремилась лишь к тому, чтобы всё то духовное изобилие, которое исходит от Всевышнего, было направленно только на Ицхака. Авраам же был отцом множества народов [Ишмаэля и сыновей Ктуры] и всё, что у него было, он давал всем своим детям. Сара потребовала прогнать больного «сына рабыни» (В нашей главе рассказывается о пещере Махпела. Изначально это было место захоронения Адама и Хавы — прародителей всех людей на земле. Мы видим, что Авраам купил эту пещеру, чтобы похоронить в ней Сару. В конечном же итоге, в пещере Махпела были похоронены прародители ТОЛЬКО еврейского народа, как и хотела того Сара — чтобы всё духовное изобилие было направленно только на Ицхака — её сына. Все это подкрепляется историей с посланничеством Элиэзера. Про Элиэзера, который был преданнейшим учеником Авраама, сказано, что он «поил Торой своего господина все народы». Он также удостоился огромных чудес. Но вместе с этим, когда Элиэзер попросил у Авраама, чтобы Ицхак взял в жёны его (Элиэзера) дочь, то Авраам ответил ему: «Мой сын благословенен а ты проклят. А благословенный не может соединиться с проклятым». И окончание этой главы ещё раз доказывает правильность пути Сары: «И отдал Авраам всё, что у него было, Ицхаку». А детям своих наложниц раздал подарки и «отправил их подальше от сына своего — Ицхака». Этим наша недельная глава ещё раз доказывает правильность пути Сары — праматери нашей, которая видела продолжение именно в Ицхаке, сыне своём и хотела направить всё духовное изобилие только на него. И поэтому эта глава так и называется: «Жизнь Сары», так как именно в ней полностью раскрывается вечность и правильность жизненного пути Сары.
Авраам приобрел пещеру, Меарат амахпела (Хеврон) и прилегающее к нему поле. В предыдущих главах Торы рассказывается о нашем изгнании, когда народы мира не только жили на Земле Израиля, но и завоевывали новые территории, осваивая их. А в нынешней главе «Хаей Сара» говорится уже о будущем освобождении: Авраам покупает поле на Земле Израиля. Поле покупается у хетта по имени Эфрон в присутствии всего народа хеттов, и все видят, что Авраам купил эту землю и стал ее хозяином. Эта покупка становится началом освобождения всего еврейского народа. Хотя Авраам и заплатил Эфрону 400 шекелей серебром, эти деньги не принесли Эфрону прибыли. Наоборот, эти деньги причинили ему ущерб: после продажи им поля его имя в Торе пишется уже без буквы «вав» (обозначающей в иврите звук «о»). Согласно написанному в главе «Бэхукотай», поле размером 274 на 274 амот (137 метров на 137 метров = 18,770 кв.м или 75.000 кв.амот) стоило 50 шекелей серебра, то есть на 400 шекелей можно было купить поле размером в 600.000 амот. Получается, что Авраам купил поле, вмещающее 600.000 личных наделов, и таким образом каждый еврей получил удел в будущей Эрец Исраэль (число 600.000 символизирует количество «общих» еврейских душ, от которых берут начало души всех евреев на протяжении истории мира). Освобождение началось уже тогда, и нам осталось лишь удалить все преграды и раскрыть его в нашем приземленном материальном мире, что мы и сделаем при помощи нашего праведного Мошиаха вскорости в наши дни!
Торговец лесом и Ребе РАШАБ
Очень часто по своим делам Ребе РАШАБ должен был ездить в Петербург. Ребе всегда ездил в первом классе. В этих вагонах у всех было своё отдельное купе, так что никто не мог помешать Ребе заниматься в дороге своими делами. Однажды с Ребе поехал так же и его секретарь — реб Эльханан Морозов. Дело было на обратном пути из Петербурга в Любавичи. Проснувшись утром в поезде и помолившись, Ребе заметил в соседнем купе одного еврея и послал своего секретаря, чтобы тот пригласил этого еврея на завтрак. Сосед с радостью согласился позавтракать вместе. Когда этот еврей назвал своё имя и род деятельности, Ребе РАШАБ понял, что имеет дело с очень известным торговцем лесом, про которого он часто слышал, но лично никогда не встречал. Они разговорились и во время беседы, Ребе проявил большую осведомлённость во всём том, что касается торговли лесом и его новый знакомый решил, что перед ним такой же торговец лесом, как и он сам. Тогда он спросил у Ребе РАШАБА, где тот проживает, а когда Ребе ответил, что проживает в Любавичах, его новый знакомый очень оживился и спросил своего «коллегу-торговца», знаком ли он с Любавичским Ребе?— Смотрите, — сказал торговец, — я по своим делам очень часто имею дело с любавичскими хасидами и всегда, как только они упоминают имя своего Ребе, они делают это с большим трепетом. Они часто рассказывают мне разные истории про своего Ребе и разные чудеса, которые он творит. Но мне почему-то кажется, что все эти истории очень сильно приукрашены. И вот теперь, когда я разговариваю с таким же торговцем, как и я, который к тому же является жителем Любавичей, я хотел бы спросить у вас, правда ли всё то, что эти хасиды рассказывают о своём Ребе? Ребе РАШАБ улыбнулся и ответил: «Что-то, конечно в нём есть, но до уровня своих отцов он ещё не дорос!» На этом они распрощались и торговец лесом отправился в своё купе. Когда поезд остановился на ближайшей к Любавичам станции, то торговец лесом увидал что на перроне стоит огромная толпа народа и кого-то встречает. Торговец подошёл к одному из встречающих и спросил его кого они тут встречают? Еврей ответил с изумлением: «Как кого? Любавичского Ребе, который возвращается домой!» Тут торговцу лесом стало не по себе. Он понял, что тот, кого он принял за «торговца лесом», был ни кто иной, как Любавичский Ребе! Соскочив с поезда, торговец лесом отправился в Любавичи и там, добившись аудиенции и оказавшись перед Ребе, стал просить прощение, что так неуважительно подумал о Ребе. Ребе РАШАБ улыбнулся и сказал что не держит на торговца никакого зла. В дальнейшей беседе торговец лесом спросил у Ребе множество советов по торговле лесом и получил очень ясные и глубокие ответы на свои вопросы. Из кабинета аудиенций этот торговец лесом вышел уже не просто евреем, а хасидом Ребе РАШАБа!