Минута Торы. 21 Хешван 5776г. Тания и Алаха.
תניא כ»א חשון
Воля Всевышнего воплотилась в 613 заповедях Торы и 7 заповедях, установленных законоучителями. Соблюдение почти всех их связано с деятельностью человека в материальном мире; даже исполнение тех заповедей, которые требуют от нас всего лишь произнесения определенных текстов, невозможно без конкретных действий, и закон гласит, что движения губ при этом рассматриваются как деяние.
Более того: заповеди, связанные с интеллектуальной или эмоциональной сферами души, даны тому же человеку из плоти и крови именно в этом мире, где он обладает свободой выбора обратить свое сердце либо ко злу, либо к добру. От души же его в высших мирах, вне тела, ничего этого не требуется.
הלכה כ»א חשון
Суббота.
Можно ли взять в субботу в магазине продукты для нужд субботы?
Тот, кому внезапно потребовались продукты на субботнюю трапезу, как например, если к нему пришли гости или он не подготовил достаточно еды на субботу, то если он обратится в магазин во владении нееврея открытый в субботу или в магазин во владении еврея, и хозяин этого магазина готов ради этого человека открыть свой магазин, то можно в этих случаях попросить у владельца магазина необходимые продукты, — при этом предполагается, что ему заплатят после окончания субботы, — но нельзя оговаривать требующуюся сумму, так же, как мы делаем прося у соседа вещь в долг, т.е. не упоминая при этом не «покупку» не «продажу» и не «сумму платежа».
Необходимо следить чтобы не была упомянута стоимость взятых продуктов, также не следует их взвешивать или измерять, как это принято делать в будние дни, чтобы узнать цену этих продуктов. Но разрешается попросить у торговца 10 апельсинов или 5 бутылок, так как требуемое количество уточняют также когда одалживают что-то у соседа.
Можно сказать хозяину магазина, что сразу после окончания субботы или в течении будущей недели мы поговорим о том что я сейчас взял. И из этого хозяин магазина понимает, что ему говорят о последующей оплате взятого – в этом нет запрета, поскольку не упоминается платеж явно, а лишь намекают на него.
—