[«Ваейро» 21:5-8]
«А АВРООМУ БЫЛО СТО ЛЕТ, КОГДА РОДИЛСЯ У НЕГО ИЦХОК, СЫН ЕГО… И СКАЗАЛА СОРА: …КТО СКАЗАЛ БЫ АВРООМУ: «СТАЛА КОРМИТЬ ГРУДЬЮ СЫНОВЕЙ СОРА»? …И СДЕЛАЛ АВРООМ ВЕЛИКИЙ ПИР».
[«Ваейро» 21:5-8]
РаШИ задает вопрос: Почему слово «сыновей» имеет в этих стихах множественное число? И отвечает: «В день пира, устроенного по поводу Ицхока, жены вельмож взяли с собой грудных детей и Сора накормила их грудью, поскольку утверждали… что Сора не родила Ицхока, а подобрала беспризорника на рынке». Тем же, что накормила она грудью их детей, Сора доказала, что Ицхок — ее собственный сын.
И РаШИ добавляет: «…накормила всех их». Удивительно! Для того, чтобы переубедить сомневавшихся в происхождении Ицхока, Соре достаточно было накормить грудью собственного сына. Зачем же она «накормила всех их»?!
* * *
Жизнь еврейского народа — смысл существования всего мира. После рождения народа и дарования Торы Все-вышний не дает приказов, указаний человечеству, минуя Тору и Израиль. Осуществление семи заповедей потомков Ноаха народами также происходит при участии народа Израиля. Заповедью Все-вышнего именно евреи обязаны обеспечить выполнение их обязанностей народами мира.
Рождение еврейского народа — рождение Ицхока, как сказано было Все-вышним Авроому: «Ибо в Ицхоке назовется потомство тебе». Именно с этого момента влияние еврейского народа на мир становится заметным.
Отсюда ответ на наш вопрос. Чудо, произошедшее с Сорой, повлияло и на народы мира. В день рождения Ицхока обилие чудес и благословений пролилось на все народы, и это, в частности, раскрылось в том, что Сора — еврейская мать — дала от обилия своего молока детям других народов. Описывая день рождения Ицхока, РаШИ говорит: «Многие бездетные родили… в этот день, многие больные выздоровели, многие молитвы получили ответ, и много радости было в мире». Так народам мира дано было ощутить, что народ Израиля — избранный народ, являющийся источником благословения также и для них.
Это же является причиной того, что незадолго до рождения Ицхока имя его матери «Сорай (властительница моя)» было изменено Все-вышним на «Сора». «Сора» [имя, также образованное от слова «властитель», но не обеспеченное принадлежным суффиксом] — «будет властительницей всего» (РаШИ), не только своего народа, но царицей над всеми народами.
* * *
Воздействие на народы мира Сорой обладало преимуществом над аналогичными действиями Авроома. Авроом прикладывал особые усилия для того, чтобы довести до людей слово Творца. Работа Соры имела другую форму. Она не делала особых действий с целью повлиять на народы мира, но из-за того, что с ней случилось чудо, способность Все-вышнего творить чудеса, сама собой раскрылась в мире: «Многие бездетные родили… в этот день, многие больные выздоровели, многие молитвы получили ответ, и великая радость и веселье воцарились в мире», и в ее заслугу все удостоились увидеть раскрытие света Все-вышнего.
И тут мы приходим к теме Освобождения. Когда придет Мошиах, всем раскроется преимущество еврейского народа. И форма влияния еврейского народа на другие народы будет подобна воздействию, оказанному на них некогда Сорой, праматерью нашей. Оно будет происходить безо всякого труда — само собой. Как сказал пророк: «И будет в последствии дней: утвердится гора дома Господня, как вершина [всех] гор… и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы… в дом Б-га Якова».
Рав Шмуэль Соминский