Хасидская история. Жить как еврей
Женщина привела мужа к врачу. После осмтра мужа врач зовет его жену в кабинет для разговора наедине и говорит:
— У вашего мужа тяжелое стрессовое расстройство. Вы должны очень беречь его. Каждое утро готовьте ему здоровый завтрак, вечером встречайте его с улыбкой и горячим ужином. Не обременяйте его делами и не обсуждайте с ним ваши проблемы – это только усугубит его состояние. Вы также должны хвалить его хотя бы 5 – 6 раз в день. И во всем с ним соглашайтесь. Только при таком режиме ваш муж имеет шансы жить.
Жена вышла от доктора, муж спрашивает ее:
— Что сказал доктор?
— Он сказал, что ты умрешь.
Рабби Шоло Дов-Бер, пятый Любавический Ребе, однажды заметил, что глава «Лех Леха» — это первая глава в Торе, которая радует нас от начала до конца. Первая глава, «Берейшит», посвященная сотворению мира, заканчивается неприятным описанием деградации человечества после греха Адама; вторая глава, «Ноах», описывает события Потопа, уничтожившего все живое на земле, и только вконец ее нас радует – рождается Адам. Третья глава, «Лех леха», повествующая о жизни Авраама, целиком и полностью посвящена заслугам нашего великого праотца.
Действительно, если рассматривать героев этих трех глав, Адама, Ноаха и Авраама, то Адам и Ноах не оправдали в полной мере тех надежд, которые были на них возложены. Адам оступился при первом же испытании, Ноах же, хотя и был праведником, не смог стать лидером и повести человечество в нужном направлении. Только Авраам смог пройти через все испытания, и смог в полной мере выполнить жизненную миссию, возложенную на него Всевышним.
Наша глава начинается с того, как Авраам оставил отчий край, направляясь в Святую Землю. Ему тогда было уже семьдесят пять лет и многие задаются вопросом: почему Тора начала повествование о жизни Авраама с такого позднего периода и не посчитала нужным сообщить, что с ним происходило до этого? А ведь происходило немало интересного.
Из устных преданий нам известно, что Авраам еще в детстве стал задумываться о том, кто сотворил мир, и пришел к твердому выводу, что Вселенной управляет один Б-г, непостижимый и невидимый, и нет смысла верить ни во что, кроме Него. В результате Авраам разбил идолов своего отца, и поскольку его мировоззрение не понравилось местному населению, его пытались даже сжечь, но чудом он остался жив.
Однако все эти события Тора упускает, ее рассказ об Аврааме начинается с его ухода с родной земли. Видимо, именно этот момент предрешил его духовную и историческую роль отца еврейского народа. Но почему?
На этом вопросы не заканчиваются. Авраам прошел десять испытаний. По логике вещей, каждое последующее испытание должно быть тяжелее предыдущего, ведь после того, как человек смог выполнить сложную задачу, нет смысла испытывать его чем-то более легким. Всевышний требует от Авраама покинуть родные края, свою семью и направиться в неизвестном направлении, и это, бесспорно, испытание, но оно дается Аврааму после того, как он уже прошел другое, — был готов идти в огненную печь за свою веру в единого Б-га. В чем же тут логика? Разве отправиться в дальнейший путь ради Всевышнего труднее, чем броситься ради Него в печь?
Наверное, ответом на этот вопрос может стать известное выражение, что жить как еврей, — намного большая доблесть, чем умереть, как еврей. Броситься в печь в какой-то мере было проще для Авраама, он ясно понимал, куда он идет и почему, он видел конкретную цель и шел ради нее на достойную и геройскую смерть. История знает немало людей, твердо отстаивавших свои принципы и готовых отдать за них жизнь. Эти люди защищали разные идеалы и принадлежали к разным народам. Для того, чтобы стать основателем еврейского народа, этого было не достаточно.
Аврааму было необходимо перейти на другой уровень веры, на другой уровень служения Всевышнему. Когда он должен был оторваться от семьи и уйти в неизвестном направлении, он не представлял, что его ждет, не знал, куда идет и сколько ему придется быть в пути, и тут от его требовалась готовность просто идти вперед только потому, что так хочет Б-г. Без «почему?».
С тех пор нашему народу неоднократно приходилось проходить через подобные испытания. Множество наших предков поплатились за свое еврейство, сгорев в кострах и в печах, а километраж наших скитаний давно уже зашкаливает. Но мы продолжаем идти дальше, Авраам, оставивший нам в наследство свою веру и готовность к самопожертвованию.