О Цдаке
«Заповедь — Цдака (пожертвование) равноценна всем заповедям вместе взятым», — говорит Вавилонкий талмуд, трактат «Бава Батра».
Слово цдака происходит от ивритского цдек («справедливость»). Поделиться с нуждающимся — это, с точки зрения иудаизма, акт восстановления справедливости т.е вещь обязательная. Давая Цдаку, вы становитесь посредником между Б-гом и нуждающимся.
Основа существования еврейской общины — ощущение связанности людей друг с другом, обязанности помогать своему ближнему и возможность получать от него помощь.
Вот что говорит о заповеди Цдаки «Кицур Шульхан Арух» — книга, в которой собраны все сведения о том, как следует поступать еврею во всех жизненных ситуациях.
Всякий человек обязан давать милостыню, сколько в состоянии. И даже бедняк, кормящийся милостыней, должен подавать из тех денег, что ему подают. И даже если он может дать очень мало, пусть не отказывается по этой причине давать милостыню, поскольку его малое подаяние так же важно, как огромная милостыня богача.
Раби Иегуда говорил: десять могучих вещей были созданы в мире. Гора могуча — железо вонзается в нее; железо крепко — огонь плавит его; огонь силен — вода гасит его; вода могущественна — облака впитывают ее; облака могучи — ветер рассеивает их; ветер могуч — но тело может устоять против него; тело крепко— страх сокрушает его; страх силен — вино ослабляет его; вино сильно — сон протрезвляет от него; а смерть сильнее всего — но Цдака побеждает смерть, ибо сказано: «…добродетель (Цдака) избавляет от смерти».
Принципы раздачи Цдаки
Тайна
Человек, берущий Цдаку, зачастую стыдится свой бедности и, давая Цдаку, мы должны делать это так, чтобы не ущемить чувство собственного достоинства берущего.
Искренность
Недостаточно просто давать деньги; нужно делать это от всего сердца «с хорошим выражением лица», а не по неволе, с огорчением.
Безотлагательность
Когда человека просят о помощи, он не должен ее откладывать, как сказано: «Не говори ближнему твоему: „Поди и приди опять, а завтра я дам“, если имеешь при себе» (Мишлей, 3, 28). Отсрочка может привести к несчастью, даже если делается с добрыми намерениями.
Подробнее о правилах Цдаки
Кому давать Цдаку прежде всего?
Заповедано давать Цдаку для бедных из народа Израиля, ибо сказано в книге Второзаконие (15:8): «Но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается». Сказано также: «Твой брат может жить с тобою в доме» (Левит 25:36). Любой человек, видящий бедного, который просит милостыню, и отворачивающий при этом свой взор, отказывая бедному в Цдаке, совершает нарушение закона, ибо сказано: «Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим» (Второзаконие 15:7). Цдака — это символ и знак нашего происхождения от Авраама, о ком сказано: «Ибо Я знал его, Я (Б-г) избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим…» (Бытие 18:9) — то есть «заповедал делать добро ближнему»… Человек должен помнить, что жизнь подобна колесу — еще неизвестно, не повернется ли жизнь так, что дети ваши, и дети детей ваших будут нуждаться в Цдаке. Потому не должен человек думать так: «Зачем уменьшу я мое достояние и отдам бедному?» Вместо этого человек должен знать, что его достояние дано ему Богом во временное владение, чтобы поступал человек по воле Его…
Кто обязан давать Цдаку?
Каждый человек обязан давать Цдаку в зависимости от величины своего дохода. Даже бедняк, сам получающий Цдаку, обязан давать другим, если у него есть достаточно для собственного выживания — он должен поделиться частью своего имущества с другим бедняком. Пусть даже это будет очень малая часть, он не должен утаивать ее для себя. Ибо что для бедного «малая часть», то же самое и для богатого человека, хотя его часть» велика. Однако если бедному хватает лишь только на собственное существование, на нем нет обязанности давать Цдаку.
Сколько именно надо дать бедному?
Столько, сколько ему нужно для проживания — однако столько следует давать лишь тому, кто получает помощь тайно, в индивидуальном порядке. Такому нуждающемуся человеку жители города должны дать по потребности его — до того уровня жизни, к которому он привык, перед тем как стал бедным. Бедному же, просящему милостыню у каждой двери, давать следует в зависимости от его достоинства. В каждом городе такие бедные люди должны обеспечиваться по крайней мере питанием и жильем — едой два раза в день и местом, где провести ночь. Следует также кормить и одевать бедных иноверцев (идолопоклонников) ради мира на земле.
Какую часть своего капитала следует отдавать для Цдаки?
В первый год вступления во владение имуществом — десятую часть всего твоего достояния. В последующие годы — десятую часть годовой прибыли (дохода). Это — средний путь. Но еще благороднее отдать пятую часть всего капитала в «первый год и пятую же часть годовой прибыли в последующие годы. Не следует, однако, раздавать больше пятой части, ибо благотворитель сам может обеднеть и оказаться на иждивении общества… Но перед смертью человек может раздать до одной трети всего своего достояния.
На что могут расходоваться деньги Цдаки?
Отдаваемая десятая часть не может использоваться на какие-либо общественные нужды (например, на свечи в синагоге), а только для бедных. Однако если пожертвование совершается во время обряда обрезания («брит»), или во время свадьбы между неимущими («хупа»), или для покупки книг бедным студентам или ученым — тогда десятая часть может быть использована на эти благотворительные дела. Давая книги, следует надписывать их: «Дается на общественные нужды», чтобы ваши дети потом не вернули бы себе эти книги по ошибке.
Считается ли Цдакой помощь родственникам?
Если кто дает своим взрослым сыновьям и дочерям, которых уже не надо содержать на иждивении… или если кто дает подарок своему отцу, содержать которого не может другими средствами, нежели из денег, предназначенных на Цдаку, то все такие пожертвования будут считаться Цдакой. Более того, дающий должен предпочитать именно таких получателей Цдаки, т.е. прежде всего надо давать бедным родным, потом надо давать бедным в своем городе, а что осталось — другим. Ибо сказано во Второзаконии (15:11): «Твой бедный и нищий брат — на твоей земле».
Но сборщики общественных пожертвований («габайим») должны избегать предоставления помощи своим родным или знакомым и предпочитать им всех прочих бедных людей.
Можно ли давать Цдаку с сожалением на лице?
Человек, который дает Цдаку нехотя или с сожалением, нарушает завет, который гласит: «Сердце твое не должно быть омрачено, когда даешь ближнему» (Второзаконие 15:11). Давать Цдаку следует с радостью и выражать симпатию к бедному или попавшему в беду, как сказал Иов: «Разве не плакал я о том, кто в беде, или не страдала моя душа о том, кто не имеет ничего?» (Иов 30:25). Давая нищему, следует произносить слова утешения, ибо сказано: «Я заставил петь сердце вдовы.»
Можно ли отказывать бедняку?
Запрещено отказывать просящему бедному человеку, пусть даже помощь ваша — кусок хлеба или какой-нибудь плод. Ибо сказано: «Не отпускай просящего в горести» (Псалтирь 74:21). Если же у вас нет ничего, что вы могли бы дать просящему, скажите ему хотя бы несколько слов утешения. Запрещается упрекать просящего, или повышать голос на него, или ругать его — ибо сердце бедного человека и так уже переполнено горечью, как говорится в псалмах: «Не презирай разбитого и страдающего сердца».
Горе тому, кто стыдит нищего. Надо относиться к нищему, как отец к детям, утешая его словами и делами, ибо сказано: «Я был отцом для неимущих» (Иов 29:16).
Что является наивысшей ступенью Цдаки?
Высшей степенью Цдаки является помощь человеку до того, как тот станет бедным. Следует помочь ему деньгами вежливой форме, чтобы нуждающийся смог использовать вашу помощь для увеличения своего дохода. Или дать нуждающемуся какую-либо работу, или дать ему возможность войти в дело — чтобы не стал он бедным и неимущим и не нуждался бы в помощи общества. Ибо сказано: «…ты должен поддержать ближнего» (Левит 25’35).
Нужно ли афишировать свое пожертвование?
Следует давать Цдаку как можно более тайно, не привлекая внимания окружающих к вашей благотворительности. Лучше всего, если и дающий, и принимающий Цдаку не знают друг друга.
В каких случаях можно обращаться за Цдакой?
Каждый должен стремиться устроить свою жизнь так, чтобы вообще не нуждаться в Цдаке. Лучше отказывать себе в чем-то, нежели обращаться к общине за помощью. Ибо так повелевают наши мудрецы: «Сделай твой Шабат как будний день недели и не уповай на помощь от ближнего» (Шабат 118). Даже видный знаток Торы, обедневший по какой-либо причине, должен предпочесть любую работу тому, чтобы находиться на иждивении других людей.
Можно ли отказаться от Цдаки?
Если кто-либо нуждается в помощи по старости, болезни или нетрудоспособности, но отказывается от помощи, он сам виновник своего горя и совершает при этом моральный грех — впадает в гордыню. Но если человек нуждается, но старается как можно дольше не получать Цдаку — не из гордости, а от желания не быть обузой обществу — такой человек достоин всяческого уважения. О таких людях говорится в писании: «Благословен человек, уповающий на Бога» (Иеремия 17:7).
Когда и по каким случаям давать Цдаку?
Цдаку следует давать каждый день, кроме субботы и некоторых еврейских праздников. Обычно Цдаку дают перед утренней молитвой. Для этого дома стоит иметь коробочку для Цдаки — Купат Цдака. Особо принято уделять внимание заповеди о Цдаке в преддверии праздников, чтобы помочь общине устроить для бедняков трапезу. Кроме того, Цдаку принято отделять по случаю какого либо личного или семейного торжества: обрезания, дня рождения, свадьбы, Бар-Мицвы и т.п, как благодарность Б-гу за эту радость. По этой же причине принято отделять Цдаку в случае избавления от опасности, особой удачи или свершения.
Если Вы хотите дать цдоку, то Вы можете подъехать к нам в офис Хабад-Любавического Центра или пожертвовать ОНЛАЙН, а также позвонить по телефону 077-701-03-56.
При написании статьи использовались материалы сайта http://sinagoga.jeps.ru/