Благословения
За кого читается молитва
Молитву «Мишеберах» читают:
— за выздоровление больных
— за здоровье роженицы и новорожденного
— за нуждающегося в поддержке
— на удачу, заработок и т.д.
— для каждого, кто поднимается к Торе (в этом случае текст немного отличается по содержанию). У вызванного к Торе также есть возможность заказать прочтение этой молитвы за кого он пожелает: за членов его семьи, за руководителей государства, за солдат израильской армии, за тех, кто молится в этой синагоге.
Когда и как читается молитва
Молитва читается по понедельникам, четвергам, субботам и еврейским праздникам.
Молитва «Мишеберах» имеет огромную силу.
Во-первых, эту молитву читают в миньяне (10 еврейских мужчин старше 13 лет) от имени всей общины.
Во-вторых, в момент ее произнесения габай (староста синагоги) стоит рядом со свитком Торы – самым святым предметом для еврейского народа.
В третьих, заказывающий молитву обещает пожертвовать деньги на благотворительные цели, тем самым подкрепляя просьбу добрыми делами. Об этом обязательстве написано в самом тексте молитвы.
История молитвы: молитва за здоровье во времена Талмуда. Молитва мудреца
Говорится в Талмуде: «Каждый, у кого есть больной в доме, должен пойти к мудрецу, чтобы тот просил о милосердии для него». Это изречение породило обычай, распространившийся у евреев – просить мудреца молиться за больных.
Объясняя, почему в этом случае необходимо обратиться к другому человеку, не полагаясь на собственную молитву, Хатам-Софер приводит следующий пример.
Известно, что еврейский народ представляет собой единый организм, в котором функцию мозга выполняют именно те, кто всю свою жизнь посвятил изучению Тopы.
Известно, что человеческий организм устроен так, что все сигналы о неполадках в какой-нибудь части тела сначала поступают в мозг, который мобилизует силы, помогающие заболевшему органу выздороветь. В частности, в этом случае подключаются, например, органы речи, чтобы человек мог обратиться к врачу за помощью.
Точно так же мы сообщаем мудрецу Торы о нашей беде, чтобы он, подобно головному мозгу, принял сигнал бедствия и мобилизовал силы, необходимые для выздоровления.
Кроме того, грехи, совершенные человеком, не дают его молитве достигнуть Небес, а потому молитва праведника доходит до Всевышнего быстрее и легче, чем молитва обыкновенного человека.
Молитва общины
Со временем распространился обычай благословлять больных публично в синагоге во время чтения Торы, произнося молитву «Мишеберах», особенно в Шабат. Смысл этого обычая – пробудить милосердие свыше, так как община в этот момент занята изучением Торы, и это делает ее молитву равноценной молитве мудреца.
Кроме того, также как и молитву мудреца Всевышний никогда не отвергает молитвы, произнесенной «миньяном». Даже в том случае, когда отдельный еврей вовсе не заслуживает того, чтобы на Небесах прислушались к его молитве, – если он молится в «миньяне», его молитва становится желанной Всевышнему в любое время.
Текст молитвы «Мишеберах» за здоровье
В субботу:
ТОТ, КТО БЛАГОСЛОВИЛ НАШИХ ОТЦОВ — АВРАГАМА, ИЦХАКА И ЯАКОВА, МОШЕ И АГАРОНА, ДАВИДА И ШЛОМО, — БЛАГОСЛОВИТ И БОЛЬНОГО (или БОЛЬНУЮ — произносится его/ее имя), СЫНА (или ДОЧЬ — произносится имя его/ее матери); [БЛАГОСЛОВИТ] , ПОСКОЛЬКУ (произносится имя того, кто обещает дать пожертвование) , СЫН (произносится имя его отца), ОБЕЩАЛ ДАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЕ РАДИ ЕГО (или ЕЕ) БЛАГОПОЛУЧИЯ; СЕГОДНЯ — СУББОТА, И НЕ ДОЛЖНЫ ЗВУЧАТЬ В ЭТОТ ДЕНЬ ЖАЛОБЫ; ИСЦЕЛЕНИЕ ВСКОРЕ НАСТУПИТ. И СКАЖЕМ: АМЕН!
В будний день:
ТОТ, КТО БЛАГОСЛОВИЛ НАШИХ ОТЦОВ — АВРАГАМА, ИЦХАКА И ЯАКОВА, МОШЕ И АГАРОНА, ДАВИДА И ШЛОМО, — ИСЦЕЛИТ И БОЛЬНОГО (или БОЛЬНУЮ — произносится его/ее имя), СЫНА (или ДОЧЬ — произносится имя его/ее матери); [ БЛАГОСЛОВИТ], ПОСКОЛЬКУ (произносится имя того, кто обещает дать пожертвование), СЫН (произносится имя его отца), ОБЕЩАЛ ДАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЕ РАДИ ЕГО (или ЕЕ) БЛАГОПОЛУЧИЯ. И В НАГРАДУ ЗА ЭТО СВЯТОЙ БОГ, БЛАГОСЛОВЕН ОН, ПРЕИСПОЛНИТСЯ СОСТРАДАНИЯ К БОЛЬНОМУ (или БОЛЬНОЙ) И ВЕРНЕТ ЕМУ (или ЕЙ) ЗДОРОВЬЕ, И ИЗЛЕЧИТ ЕГО (или ЕЕ) , И УКРЕПИТ ЕГО (или ЕЕ) , И ВЕРНЕТ ЕМУ (или ЕЙ) ЖИЗНЕННЫЕ СИЛЫ, И ВСКОРЕ ПОШЛЕТ ЕМУ (или ЕЙ) С НЕБЕС ПОЛНОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ: ВСЕМ ДВУМСТАМ СОРОКА ВОСЬМИ ЧАСТЯМ ЕГО ТЕЛА И ТРЕМСТАМ ШЕСТИДЕСЯТИ ПЯТИ ЕГО ЖИЛАМ (или ВСЕМ ЧАСТЯМ ЕЕ ТЕЛА И ВСЕМ ЕЕ ЖИЛАМ) , — ЕМУ (или ЕЙ) ВМЕСТЕ СО ВСЕМИ БОЛЬНЫМИ В НАРОДЕ ИЗРАИЛЯ — ИСЦЕЛЕНИЕ ДУШЕ И ИСЦЕЛЕНИЕ ТЕЛУ. И СКАЖЕМ: АМЕН!
Комментарии к тексту молитвы
«ТОТ, КТО БЛАГОСЛОВИЛ НАШИХ ОТЦОВ АВРАМА…»
Мы как бы напоминаем Творцу что Его союз с этими родоначальниками еврейского народа распространяется, по условиям договора, и на их потомков.
Произносится имя матери больного. Имя матери, а не отца.
Это максимально связывает человека с этим телесным миром.
Есть еще одно объяснение, почему в этой молитве упоминается имя матери. Физическое благополучие зависит от духовного здоровья, а оно — от того, насколько верно человек оценивает свои поступки, что в свою очередь связано с женским началом. Бина — понимание, в молитве о выздоровлении упоминают имя матери больного. Во всех остальных случаях в еврейской традиции принято наряду с именем человека упоминать имя его отца, поскольку у евреев родовая (но не национальная) принадлежность определяется по отцовской линии.
«…ОБЕЩАЛ ДАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЕ …»
пожертвование способствует оправданию человека на Небесном суде.
«ВСЕМ ДВУМСТАМ СОРОКА ВОСЬМИ ЧАСТЯМ ЕГО ТЕЛА И ТРЕМСТАМ ШЕСТИДЕСЯТИ ПЯТИ ЕГО ЖИЛАМ…»
248 органов и 365 связок между ними насчитывает традиционная еврейская медицина в человеческом теле. В Торе ровно 248 «разрешающих» и ровно 365 «запрещающих» заповедей (итого 613). С этим связана идея о том, что физическое состояние человека зависит от исполнения заповедей.
Текст молитвы «Мишеберах» на удачу
ТОТ, КТО БЛАГОСЛОВИЛ НАШИХ ОТЦОВ — АВРАГАМА, ИЦХАКА И ЯАКОВА, – БЛАГОСЛОВИТ (такого-то сына такого-то), ЗА ТО, ЧТО ОН ОБЕЩАЛ ДАТЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ, И В НАГРАДУ ЗА ЭТО СВЯТОЙ БЛАГОСЛОВЕН ОН, ОХРАНИТ ЕГО И СПАСЕТ ОТ ВСЯКОЙ БЕДЫ, И НЕСЧАСТЬЯ, И ЛЮБОГО НЕДУГА, И ДАРУЕТ ЕМУ БЛАГОСЛОВЕНИЯ И УДАЧУ ВО ВСЕХ ДЕЛАХ РУК ЕГО ВМЕСТЕ СО ВСЕМ НАРОДОМ ИЗРАИЛЯ, БРАТЬЯМИ ЕГО. И СКАЖЕМ: ОМЕН!
Заказ молитвы «МИШЕБЕРАХ»
Для заказа молитвы необходимо знать:
Имя (за кого читается молитва), имя матери этого человека, сколько раз читать.
Если есть еврейское имя, лучше указать его.
Цены, доступные каждому.
Офис Бейт-Хабада: 077-701-03-56 (после ответа автоответчика нажать «1»)
Координатор проекта в Бейт-Хабаде: Игаль Дубинский 052-446-5770